Играем с малышами в дидактические игры

Наши детишки – это огромное счастье, незаменимое ничем и никем. Именно потому, родители стараются окружать свое чадо самыми лучшими вещами и игрушками, давать только полезную пищу, дарить свои любовь и ласку. Но, к сожалению, некоторые взрослые забывают, что не все строится на вышеперечисленном – ребенок должен еще получать правильное развитие. Вот тут-то и помогут разные игры, которые не позволят малышу отставать от сверстников. Главное, уделять время своему крохе и помогать ему развиваться играя.

Что такое дидактические игры и зачем они нужны?

При помощи игр дети познают мир во всем его многообразии: учатся различать окружающие предметы по их цвету, размеру и форме, выискивать пространственную связь между ними. Поэтому всегда требуется делать так, чтобы малыш не скучал, а иначе дать требуемые знания будет очень сложно. И великолепно, что современные родители могут в любой момент приобрести спец. игры с дидактическим уклоном, рассчитанные на разный возраст ребенка.

«Что собой представляют дидактические игры?» — на этот вопрос мало кто из мам и пап сможет ответить сразу и верно. Тогда как ответ прост – это любые игровые моменты, содержащие в себе учебные задачи (с учетом способностей и возраста крохи). Благодаря ним, у ребенка непременно улучшается настрой, память и общее восприятие мира, развиваются мыслительные и речевые процессы.

Какими бывают дидактические игры?

Сразу надо сказать, игры с дидактическим уклоном подразделяются на 3 вида:

  • Игры словесные (стимулируют развитие памяти и речи малыша, воображение и мышление);
  • Игры с предметами (помогают познать мир на ощупь за счет манипулирования предметами);
  • Игры с пособиями (тренируют фотографическую память крохи и его внимание).

И еще, всегда надо помнить простое правило: чтобы ребенок смог осилить как можно больше знаний, игры должны представлять собой понятную задачу.

Как правильно подбирать дидактическую игру?

Подбирая крохе игру, надо обязательно ориентироваться на его возраст и считаться со всеми его способностями и интересами. Так в «нежном» возрасте от рождения до 3-х лет, большее внимание должно уделяться играм сенсорного характера, потому что у детишек этого периода активно развиваются ощущения. А значит, от того на сколько хорошо умеет видеть, слышать и «чувствовать» вещи ваш малыш, будет зависеть его развитие (умственное и эстетическое).

А теперь рассмотрим влияние дидактической игры на детишек различного возраста более детально.

Крохи в первый год жизни. Детки могут играть любыми безопасными предметами: очень маленькие – с погремушками, имеющими комфортные ручки и хорошо вмещающиеся в руку; крохи 7-10-ти мес. – колечками, пирамидками (все предметы, требующие нанизывания на стержень), матрешками и коробочками, которые нужно складывать и раскладывать; малыши на рубеже года – могут собирать/разбирать конструкторы из 3-4 деталей.

  • Возраст 1-2 года

В это время малыш может складывать и раскладывать более сложные конструкторы со множеством деталей. Еще можно играть с ним в простые учебные игры:

  1. «Найди свою игрушку». Игра основана на том, что вы показываете крохе предмет, просите запомнить его и отвернуться. Затем ставите/укладываете в гущу прочих и предлагаете найти.
  2. «Строим из кубиков». В этой игре цель: научить малыша запоминать последовательность действий. К примеру, он должен знать, что строя домик надо сначала ставить основание (кубик), а уже на него крышу и никак не наоборот. Во время игр кроха познает слова «дай», «поставь», «возьми». Важно научить ребенка различать цвета – задайте ему выстроить одноцветную башню (из предметов одного цвета), скажем, синего или красного кубика.
  3. «Мешочек». Чтобы играть в эту игру следует взять мешочек (непрозрачный) и вещи. Затем начинайте складывать предметы в мешок и пусть кроха называет их названия. Далее тщательно перемешайте их и предложите сыну или дочке засунуть в мешок руку. Теперь важное! Малыш нащупывает предмет, называет его и только потом вытягивает. Так он научится различать игрушки на ощупь.
  • Возраст 2-3 года

Дети этого возраста должны знать форму предмета и его размер. Сему весьма поспособствуют развлечения:

  1. «Домики». Собираясь играть, заранее вырежьте из цветного картона разные по размерам и цвету домики и животных. Потом попросите ребенка подобрать всем животным его личный домик.
  2. «Третий – лишний». Можно играть так: положите перед крохой два треугольника желтого цвета и один квадрат оранжевого и спросите – какой предмет лишний? Постепенно усложняйте занятие, добавляя все новые и новые предметы.
  • Возраст 3-4 года

К этому возрасту дети начинают проявлять самостоятельность и потому игры обязаны учитывать эту особенность. То есть, стоит давать им возможность вести контроль за ходом игр.

Очень хорошим учебным развлечением станет игра «Что, кто ест?»: наклейте на пустые коробки из-под спичек (с их внешней стороны) картинки различных животных, а внутри – корм, который кушают звери. Далее следует вынуть внутренние коробочки, тщательно их перемешать и предложить малышу указать на животное, которое, допустим, любит морковь. И он сам должен обозначить животное.

  • Возраст 4-5 лет

Ребятишкам этого возраста следует развивать речевые навыки, а потому очень хороша будет для них игра «Сравниваем предметы». Для этого можно выбрать пару разных игрушек (куклы, машинки) и попросить чадо найти их отличные и общие черты.

Можно играть и в «Для чего предмет?». Сделайте карточки с разными картинками (зонтик, самокат и другое) и спросите ребенка – что желательно делать с выбранным предметом или для чего он?

Обязательно ли приобретать в магазине готовые дидактические игры?

Вовсе не обязательно покупать специальные игры, если этого не позволяют средства — помогут хорошая фантазия и постоянное желание развивать свое чадо. Для игр легко используются всевозможные сподручные вещи: разноцветные прищепки, палочки для счета, картон, изображения из старых журналов, макаронные изделия…

Так с помощью прищепок отлично сооружается веселое солнышко. Как? А просто вырежьте желтый кружок и задайте ребенку приделать к нему лучики из прищепок. Подобным методом можно сделать елочку, ежа и многое другое.

Из палочек для счета выкладываются разнообразные фигурки: цветы, домик, железная дорога и т.д.

Из крупных макарон получаются отличные бусы, если их нанизать на нитку. Предложите малышу сделать это и увидите, сколько радости он получит от этого занятия. К тому же, оно поможет развить моторику ручек (таким же образом работают и всевозможные мозаики, простые шнуровки и пазлы).

Комментарии (1)
  1. Irina

    В такие игры надо играть с детками в обязательном порядке. Это поможет им не только быстрее развиваться, но и с вами у них будет хороший контакт. Я каждый день со своими играю!

Отправить комментарий