Как развивать способности малыша по методике Монтессори

Современное общество требует от человека все больше и больше навыков, знаний и умений. А так как большинство из них гораздо легче и быстрее формируются именно в детском возрасте, вопрос о целесообразности и пользе раннего обучения детей уже давно принят и снят с повестки дня. Методика раннего развития Монтессори – один из таких вот супер-способов вырастить из собственного ребенка если не вундеркинда, то достаточно умного и сообразительного человека.

Методика раннего развития М. Монтессори  — в чем суть?

Уникальный способ раннего обучения детей, предложенный итальянским ученым, педагогом, доктором медицины и мыслителем Марией Монтессори, является одним из самых мягких, гармоничных и эффективных. Данная методика родилась в процессе многолетнего наблюдения за детьми, их возрастными нуждами и особенностями. За свои старания автор была удостоена звания главного реформатора педагогики 20 века. На каких же принципах базируется методика Монтессори?

  • Самостоятельное выполнение упражнений при минимальном вмешательстве взрослого в деятельность крохи;
  • обучение во время игры;
  • индивидуальный подход – малыш сам выбирает и время занятий, и их продолжительность, и темп, и даже  дидактический материал.

Согласно мнению Монтессори, каждый малыш – уникальная личность, требующая к себе уважительного отношения со стороны взрослых, причем с первых дней жизни. Только при соблюдении этих условий возможно раскрытие того потенциала, которым малыша наградила сама природа.

Методика Монтессори улучшает память, моторику, воображение, речь, внимание, творческое и логическое  мышление.

Три кита методики Монтессори

В основе данной системы лежат три основных направления:

  1. Ребенок — центр всей системы.
  2. Учитель выполняет роль наставника.
  3. Окружающая среда. В ней малыш совершенствует свои сенсорные и моторные навыки, учится плавать, сопоставлять явления и предметы, упорядочивать те или иные действия, а также на собственном опыте приобретает жизненно необходимые знания.

Далее рассмотрим более подробно каждую составляющую системы.

Ребенок – центральная фигура методики Монтессори

Согласно педагогике М. Монтессори, развитие детей проходит 4 стадии:

  • от рождения до шести лет — первая стадия детства;
  • от шести до двенадцати лет — вторая стадия детства;
  • от двенадцати до восемнадцати – юность;
  • от восемнадцати до двадцати четырех лет – взросление.

Каждая стадия — самостоятельный этап, но самой важной является первая, во время которой происходит формирование способностей и личности ребенка, развитие его души и силы духа. Это время автор называет второй эмбриональной фазой роста («Психический эмбрион»).

Итальянский педагог отмечает, что в отличие от взрослых, дети не умеют фильтровать собственное восприятие мира, они впитывают в себя каждую частичку окружающей среды и становятся с ней единым целым. Мало того, в ходе своего развития каждый малыш переживает определенные сенситивные периоды, во время которых он становится гиперчувствительным к тем или иным возбудителям. Если ребенок найдет то занятие, которое будет отвечать его потребностям, он сможет в достаточной мере постичь ту или иную сферу.

Методика Монтессори – обучающая среда

Итальянский педагог утверждает, что развитие детей без правильно организованного пространства просто невозможно. Это один из главных элементов методики, без которого она просто перестанет функционировать. Решив воплотить методику Монтессори в домашних условиях, обязательно учтите несколько очень важных пунктов:

  • оборудование должно отвечать возрасту, росту и пропорциям малыша;
  • ребенок должен иметь возможность переставлять стулья и столы. Это позволит ему выбрать любое понравившееся место для занятий;
  • во время перестановки мебели просто обязан раздаваться некий шум. Пытаясь двигаться так, чтобы не мешать остальным, малыш развивает моторику и координацию движений;
  • обстановка в школе и дома должна быть элегантной и эстетичной;
  • присутствие фарфора и стекла в свободном доступе (на уровне глаз) – еще одно обязательное условие. Дети должны осознать ценность хрупких предметов и научиться с ними обращаться;
  • все присутствующие материалы должны быть в единственном экземпляре. Такой подход должен научить малыша адекватному социальному поведению в обществе и независимости от взрослых;
  • ощущать и познавать – дети любят нюхать, щупать, трогать, пробовать на вкус. Это абсолютно нормальное стремление, ведь доступ к интеллекту ведется через органы чувств;
  • занятия по методике монтессори должны проводиться в коллективе. Только так дети смогут научиться самостоятельности, освоить бытовую деятельность и навыки общения.

Позиция воспитателя в педагогике Монтессори

В понимании М. Монтессори взрослый – это всего лишь помощник, направляющий ребенка по пути к самостоятельности. «Помоги мне сделать все самому» — вот такими словами можно наиболее точно охарактеризовать роль воспитателя во всем этом процессе. Ребенок – сам себе учитель и взрослым не стоит «перетягивать одеяло на себя». Он должен оставаться наблюдателем, не мешающим процессу саморазвития.

Материалы для занятий по Монтессори

Методика раннего развития Монтессори предполагает применение специального обучающего материала, играя с которым ребенок не заметит самого процесса обучения. Мало того, все материалы обязаны быть наглядными и конкретными, чтобы дети смогли на собственном опыте убедиться в том, что Земля круглая, а два плюс два равняется четыре.

Внешний вид обучающего инструментария ничем не отличается от обычных игрушек. Мы можем поделить его на 3 группы.

1. Сенсорика:

  • рамки с застежками, с пряжками, шнурками, пуговицами, молниями, крючками. Занятия с этой рамкой позволяют детям освоить элементарные навыки одевания;
  • розовая башня знакомит ребенка с понятиями «маленький», «большой», «меньше», «больше» и прочее;
  • коричневая лестница позволяет ребенку освоить понятия «толстый», «тонкий», «толще», «тоньше» и т. д.;
  • красные штанги знакомит с понятиями «длинный», «короткий», «длиннее», «короче».

2. Развитие речи:

  • буквы, вырезанные из песчаной или бархатной бумаги. Данные трафареты знакомят ребенка с алфавитом через тактильный контакт. При такой форме обучения происходит лучшее ассоциирование изображения с тем звуком, который оно обозначает;
  • вкладки из металла – 10 штук разной формы. Ребенок манипулирует ими по собственному желанию, изучая при этом очертания разных фигур и подготавливая к письму не только руки, но и глаза.

3. Развитие математических способностей:

  • коробки с веретенами – 2 коробки с 10 пронумерованными секциями (0-9). Дети размещают какое-то количество веретен и разбираются в понятиях количества и счете как таковом;
  • красно-синие штанги – 10 штанг, поделенных на две части (красную и синюю). С их помощью можно освоить не только простой счет, но и операции вычитания-сложения, деления-умножения;
  • геометрические тела – четырехугольная пирамида, шар, цилиндр, куб, эллипсоид, прямоугольная и треугольная призма, конус. Ребенок изучает их зрительно и тактильно.

Чем можно заменить материалы Монтессори?

Материалы для обучения по данной методике стоят отнюдь не дешево, да и продаются лишь в нескольких магазинах России. Каждая деталь изготавливается из древесины ценных пород. К счастью многих мам и пап многие игрушки можно смастерить своими руками или заменить их более дешевыми пластмассовыми аналогами. В крайнем случае можно использовать то, что есть у вас под рукой:

  • емкости с водой;
  • кусочки ткани с пуговицами и петельками;
  • канцелярские принадлежности;
  • мелкие предметы;
  • бисер, бусины, крупы;
  • лоскутки разного размера, цвета и текстуры;
  • детскую посудку.

Старайтесь подобрать предметы так, чтобы ребенок осознавал, что он делает и для чего это нужно. Все занятия обязаны соответствовать возрасту малыша.

Как выглядит Монтессори-класс?

Как выглядит Монтессори-класс?

Класс для занятий по методике знаменитого педагога представляет собой помещение, поделенное на тематические зоны. В каждой такой зоне размещены те или иные дидактические материалы. Как правило, таких тематических секций пять.

1. Зона практической жизни содержит материалы, которые стимулируют формирование навыков самообслуживания. Дети учатся стирать и гладить, застегивать разные виды замков и застежек, подметать и мыть пол, чистить обувь и крошить салат. Причем делают они это по-настоящему.

2. Зона математики развивает усидчивость, память, логику, внимание.

3. Зона сенсорного развития отвечает за формирование познавательных процессов. Здесь собраны материалы, позволяющие малышу разобраться в таких характеристиках предметов как размер, вес, цвет, форма.

4. Космическая зона знакомит учеников с процессами окружающего мира, традициями других народов, природными явлениями и пр.

5. Языковая зона учит деток читать и писать.

При желании сюда можно добавить еще несколько секций – спортивную, музыкальную, художественную и т. д.

Когда начинать занятия по Монтессори?

Данная методика рассчитана на деток от трех до шести лет, но в последнее время в продаже появились наборы, по которым могут заниматься малыши с 8-9 месяцев до 3 лет.

Не бойтесь «перегрузить» своего ребенка знаниями, смело используйте на практике принципы раннего развития. Результаты такого труда порадуют вас уже очень скоро.

Отправить комментарий